О театре Новости Руководство Творческий состав Репертуар Спектакли Контакты Форум
       
  Международный театральный фестиваль Классика сегодня
Доска объявлений г. Днепродзержинска
 
 
 

О театре


Наш театр расположен в исторической части города,
в одном из самых красивых и гармоничных зданий Днепродзержинска –
бывшей Народной аудитории , построенной в 1900 году.
Игнатий Ясюкович, директор-распорядитель Днепровского металлургического завода в Каменском,
(так до 1937 г. назывался Днепродзержинск), по инициативе которого и была
построена Народная аудитория, наверное, не предполагал,
что именно этому зданию суждено стать домом,
который выберет для себя театральная муза.

1900-1935. Любители

В начале века в Народной аудитории показывали спектакли не только гастролирующие профессиональные труппы, но и энтузиасты-любители из среды рабочих и служащих. В Каменском мирно сосуществовали украинский, польский и русский любительские театральные кружки. Их постановки пользовались громадным успехом у жителей города.

После Октябрьской революции, в начале 20-х годов аматорское движение в Каменском продолжила самодеятельная театральная группа под руководством Н. Лопатецкого. Позднее на базе этой группы по инициативе А. Заварихина и Р. Мамонтова был организован Театр рабочей молодежи, он действовал до 1930 г

Именно актеры-любители посеяли первые зерна любви к театральному искусству в сердцах наших земляков, развили их театральные вкусы, сформировали традиции.


1935-1949. Первый профессиональный

Собственный профессиональный стационарный театр был основан в Каменском в 1935 году. Первым художественным руководителем Театра русской драмы им. М.М. Хатаевича (с 1937 г. – им. Т.Шевченко) стал Петр Кастальский, а первой постановкой - «Аристократы» Н. Погодина.

Театр ставил пьесы советских драматургов: «Гибель эскадры» и «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Любовь Яровую» К. Тренева, «Беспокойную старость» Л. Рахманова, «Очную ставку» Л. Шейнина и бр. Тур, а также - русскую и зарубежную классику: «Расточителя» Н. Лескова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бесприданницу» и «Без вины виноватых» А. Островского, пушкинского «Бориса Годунова», «Хозяйку гостиницы» К. Гольдони, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Режиссеры П. Алексеев, Н. Кроль, О. Цвилинев, В. Стрельбицкий, В. Ермолов-Бороздин, О. Полищук и талантливые актеры В. Забалуев, Д. Данилов, Б. Рыжак, Я. Смоляк, Л. Курбатова, Н. Вяземская с каждым сезоном приобретали все больше поклонников.

Незадолго до Великой Отечественной войны Днепродзержинский театр русской драмы им Т. Шевченко возглавил известный на Украине режиссер Борис Тягно , ученик и сподвижник легендарного Леся Курбаса. С его появлением начался один из самых ярких и плодотворных периодов в жизни театра, большая часть которого, к сожалению, прошла не в городе. Летом 1941 года театр был эвакуирован в Казахстан. Днепродзержинские зрители увидели лишь 3 спектакля из 18, поставленных Тягно: инсценизацию романа О.Бальзака «Евгения Гранде», «Скрипку гуцула» Ю. Мокреева, «Враги» М. Горького. Не была завершена работа над «Украденным счастьем» И. Франка, которая обещала стать яркой страницей в культурной жизни города.

Пока Театр русской драмы им. Т. Шевченко радовал своим искусством жителей Лениногорска, а затем Гурьева, в оккупированном Днепродзержинске в здании бывшей народной аудитории работал организованный немцами Украинский драматический театр . В его репертуаре было 13 спектаклей по украинским классическим пьесам, а также драма «Марко Отава» О. Сеника о голодоморе 1933 г.

В освобожденный Днепродзержинск Театр им. Шевченко вернулся в 1944 г. уже без Б. Ф. Тягно. Долгое время коллектив жил без художественного руководителя. В 1949 году труппу перевели в Кривой Рог, где на ее основе был открыт театр драмы и музыкальной комедии.

1949-1962. Украинский передвижной

А в театральном доме в том же году поселился Днепропетровский областной передвижной украинский театр . С 1956 года театр стал называться Днепродзержинским украинским драматическим театром им. Леси Украинки . Театр вел кочевую жизнь. С гастрольными поездками побывал чуть ли не во всех крупных городах Украины, а в Днепропетровской области заглянул и в каждое село. Выезжал и в Россию, и в Белоруссию, где спектакли украинцев всегда очень любили.

Заслуженный артист Украины П. Аведиков-Авдиенко был главным режиссером театра, и часто сам играл в спектаклях. Зрители любили яркого характерного актера заслуженного артиста Украины Петра Лысенко, прекрасную трагедийную актрису Светлану Ферликовскую, трепетную лирическую героиню Тамару Яценко, комика Владимира Яценко, характерную актрису Ольгу Кобелеву. Разумеется, основу репертуара составляла украинская классическая драматургия и пьесы популярных советских авторов.

В 1962 году вышло постановление Советского правительства о сокращении количества городских театров. Театр им. Леси Украинки был ликвидирован одним росчерком чиновничьего пера. Он оставил по себе добрую память и стал трамплином в творческом пути для многих известных деятелей театра.

1980-1990. Рождение нового театра.

Полный штиль в театральной истории Днепродзержинска продлился почти 17 лет. До тех пор, пока большой индустриальный город не почувствовал без театра некую неполноценность, ущербность. Летом 1979 г. на самом высоком уровне было принято решение о создании в Днепродзержинске Русского музыкально-драматического театра . В реконструкции здания бывшей народной аудитории приняли участие больше 10 предприятий города. Главный режиссер Семен Терейковский, заведующая литературной частью Людмила Костенко занялись формированием труппы нового театра. Был объявлен всесоюзный творческий конкурс, изучены сотни заявок, прослушаны десятки претендентов и - собран талантливый коллектив.

Именно тогда пришли в театр уже зрелыми мастерами заслуженная артистка Украины Людмила Михайличенко , заслуженный артист России Борис Попов , Валентина и Джемал Вадакария , а также выпускники Днепропетровского государственного театрального училища Анатолий Вертий и Юрий Маликов , вокалистка Наталья Шарай . Чуть позже труппу пополнили талантливые актрисы Валентина Галенко, Нина Лунегова и Лилия Марченко . Эти актеры по сей день служат в Днепродзержинском театре. Их по праву можно назвать корифеями нашей сцены.

Первая постановка нового театра «Темп-1929» по произведениям Н. Погодина прошла 18 февраля 1981 года.

В первые годы театр пытался почувствовать своего зрителя, понять его театральные предпочтения, найти свое художественное направление. Менялись г лавные режиссеры: Исаак Дубов (1982-1983 гг.), заслуженный артист Украины Николай Мальцев (1983-1988 гг.), Геннадий Пименов (1988-1990 гг.) . Каждый из них вносил свое видение в репертуарную политику театра.

Музыкальные комедии: «Моя прекрасная леди», «Ночной незнакомец», «Русский секрет», «Свадьба на старости лет», так сказать, обреченные на успех у самой широкой аудитории, соседствовали с более сложными и содержательно, и эстетически драматическими спектаклями: «Не бросай огонь, Прометей!», «Святая святых», «Ужин на пятерых», «Порог», «Собачье сердце», «Колея», с вечерами одноактных балетов: «Грани», «Хореографическое приношение», «Контрапункты», «Фатум». Балеты, поставленные главным балетмейстером Анатолием Бедычевым в стиле модерн, адресовались более «продвинутому», подготовленному зрителю. Большой успех выпал на долю детских спектаклей: «Золушка», «Приключения Буратино», «Конек-горбунок», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «День рождения кота Леопольда», «Соловей».

Театр много гастролировал, побывал почти во всех областных центрах Украины, а также во многих крупных городах России, Беларусии, Молдавии, Казахстана, Литвы.

Подводя итоги первого десятилетия, театр пригласил ведущих критиков Киева, Москвы, Днепропетровска. Все они отметили своеобразие художественного направления театра, его синтетичность, новаторство и мощный актерский потенциал.

1990-2000. Время классики

В 1990 г. главным режиссером театра стал Сергей Чулков . Начало его художественного руководства совпало с распадом Советского Союза. Все постсоветское общество переживало тяжелый мировоззренческий кризис.

В эпоху крушения идеалов С. Чулков решил обратиться к вечным общечеловеческим ценностям. «Классика – вот библия театра», - заявил он. И на днепродзержинской сцене появились спектакли в его постановке «Мирандолина» К. Гольдони, «Нельская башня» А. Дюма, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

В 1993 г. по инициативе главного режиссера и зав. литературной частью Л. Костенко на базе театра был учрежден театральный фестиваль «Классика сегодня» .

Да и сам театр с начала 90-х годов стал активно принимать участие в фестивальном движении. Международный фестиваль авангардного искусства (Таллинн, 1991, балет “Фатум”), Всесоюзный фестиваль “Сказки для всех” (Москва, 1991, “Соловей”), Всеукраинский театральний фестиваль “Культ Модерна” (Харьков, 1995, “Играем Кокто”), Международний театральний фестиваль “Херсонесске игры” (Севастополь, 1994, “Соловей”, 1995, «Играем Кокто») – участие в этих профессиональных конкурсах помогало как утвердиться в собственных успехах, так и выявить слабые стороны.

В 1995 году здание было поставлено на капитальный ремонт, и коллектив вынужден был показывать спектакли на выездных площадках клубов и Дворцов культуры. Экономические трудности молодого независимого государства Украина к этому времени приобрели уже характер гуманитарной катастрофы. Прекратилось финансирование театра, не было зарплаты артистам, не было денег на постановки. Из-за творческого конфликта с дирекцией ушел главный режиссер С. Чулков. Почти не появлялись новые спектакли. Днепродзержинск вполне мог стать первым городом на Украине, в котором закрылся театр.

Осенью 1997 г. директором театра была назначена заслуженная артистка Казахстана Маргарита Кудина , на должность главного режиссера вернулся Сергей Чулков. При поддержке городских властей, а также финансовой и практической помощи предприятий города (и особенно ДМК) ремонт очень быстро закончили.

Первой премьерой в обновленном театре была, поставленная С. Чулковым трагедия Ф. Шиллера «Мария Стюарт». А вскоре классический репертуар пополнился комедией Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная», драмой Леси Украинки «Каменный хозяин». Ставились современные комедии и драмы, появился обширный репертуар для детей. В театр стал возвращаться зритель.

В 2000 г., когда город отмечал свое 250-летие, Днепродзержинскому музыкально-драматическому театру было возвращено имя Леси Украинки. Это стало своеобразным символом преемственности в театральной истории Днепродзержинска.

На сцене – новое поколение

В конце 90-х возникла острая необходимость в пополнении труппы молодыми творческими кадрами. В 1998, а затем в 2002 гг. театр провел конкурсные наборы студентов на специальный «днепродзержинский» актерский курс Днепропетровского театрально-художественного колледжа. Обучение актерскому мастерству проходило в театре под руководством художественного руководителя С. Чулкова. Будущие актеры совмещали занятия в колледже с непосредственным участием в спектаклях, на практике постигая азы профессии. Сейчас десять молодых актеров из этих выпусков плодотворно работают на днепродзержинской сцене. Именно они в будущем будут определять творческое лицо театра.

Благодаря приливу свежих творческих сил, художественное руководство имеет возможность формировать разнообразный по тематике и жанрам репертуар. Спектакли по классической драматургии – («Свои люди – сочтемся» («Банкрот») А. Островского, «Женитьба Белугина» А. Островского, Н. Соловьева, «Шельменко-денщик» Г.Квитки-Основьяненко, «Танго на закате» («Зойкина квартира») М. Булгакова и др.) – по-прежнему основа репертуара. В то же время театр часто обращается и к пьесам современных авторов («Будьте счастливы!» и «Овечка» Н. Птушкиной, «Блэз» К. Манье, «Развод по-французски» Ф. Кампо, «Кадриль» В. Гуркина, «Очень простая история» М. Ладо, «Дочки-матери» А. Марданя и др.). Успешно развивается музыкальное направление. Оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса и «Сильва» И. Кальмана, музыкальные комедии «Проснись и пой!» М. Дьярфаша, «Шантрапа» П. Саксаганского, мюзикл «Ящерица» А. Володина а также разнообразные музыкальные концертные программы – очень популярны у зрителей.

Одной из принципиальных творческих позиций художественного руководителя является приглашение на постановки спектаклей режиссеров «со стороны», как опытных мастеров, так и молодых ищущих художников. Только за последнее десятилетие в театре имели возможность воплотить свои замыслы режиссеры-постановщики: народный артист Украины, заслуженный артист России Владимир Саранчук , заслуженный деятель искусств Украины Анатолий Канцедайло , заслуженный деятель искусств Украины Николай Кравченко , заслуженный артист Украины Анатолий Дудка , заслуженный артист России Никита Ширяев , заслуженный деятель республики Марий Эл Владислав Константинов, Владимир Петренко, Дмитрий Лазорко, Сергей Калина, Валерий Клейменов, Наталья Гончарова и многие другие.

Продолжается традиция проведения нашего фестиваля. Весной 2006 г. прошел 6-й Международный театральный фестиваль «Классика сегодня» . За годы его существования свои лучшие спектакли привозили в Днепродзержинск театры из Львова, Николаева, Киева, Днепропетровска, Мариуполя, Кривого Рога, Запорожья, Чернигова, Севастополя, Симферополя, Сум, Минска, Ярославля, а также из городов-побратимов Днепродзержинска – Бобруйска (Беларусь) и Темиртау (Казахстан).

Фестиваль "Классика сегодня" стал для участников и зрителей настоящим праздником творчества. Он пользуется вниманием специалистов, широко освещается средствами массовой информации. Очень важным для участников является не только победа в той или иной номинации, но и то, что после просмотра каждая творческая работа обсуждается критиками и коллегами, получает профессиональную оценку.

Днепродзержинский музыкально-драматический театр им. Леси Украинки гордится своими успехами на многочисленных фестивалях и конкурсах: Всеукраинском театральном фестивале "Леся Украинка на границе тисячелетий" (Кривой Рог, 2001г. “Каменный хозяин”), Фестивале национальной белорусской драматургии (Бобруйск, Республика Беларусь, 2001 г., “Шельменко-денщик”), Фестивале искусств "Сентябрьские самоцветы" (Кировоград, 2003 г., “Шельменко-денщик”), Всеукраинском театральном фестивале "В гостях у Гоголя" (Полтава, 2004 г., “Шельменко-денщик”), Международном театральном фестивале "Парад Победы" (Москва, 2005 г., "Вдовий пароход"), Межнародном фестивале русских драматических театров России и стран ближнего зарубежья , посвященный 250-летию русского театра (Саранск, Россия, 2005 г. “Очень простая история”).

С 1991 г. театр принимает участие в ежегодном Региональном фестивале-конкурсе театров Приднепровья “Сичеславна” , каждый раз получая лауреатские диломы в различных номинациях. В том числе: Гран-при «Сичеславна-2002» (художник-постановщик И. Шулык за сценографию к спектаклю ”Шельменко-денщик”), Гран-при “Надежда Сичеславны-2003” (артистка М. Юрченко за роль Рахили в спектакле “Овечка”), Гран-При «Надежда Сичеславны-2007» (артист О.Волощенко за роль Аметистова в спектакле «Танго на закате»).

Игнатий Ясюкович
Театр 1900 год
Сцена, начало 20 века
Мамонтов и Заварихин
Борис Тягно
П. Аведиков-Авдиенко
Первая постановка нового театра «Темп-1929» прошла 18 февраля 1981 года.
Русский секрет
Моя прекрасная леди
Контрапункты
Ночной незнакомец
Конкурс
Мирандолина
Соловей
Мария Стюарт
Изобрететельная влюбленная
Каменный хозяин
Женитьба Белугина
Танго на закате
Будте счасливы
Шельменко-денщик
Вдовий параход
 
       
 
 
© Powered by 3D WEB STUDIO